Россия Вечная

Россия вечная

Я, наверное, никогда не решился бы написать на эту тему. Уж больно она необъятна для моего посредственного разума. Но то влияние, прорыв моего сознания, под действием писателя и философа, о котором я хочу вам рассказать, непрестанно толкало меня к тетради и вкладывало в руку карандаш. В октябре 2015 года на 84-м году жизни ушел от нас Юрий Витальевич Мамлеев. Человек столь интересной, разнообразной и местами трагической судьбы, что в пору увидеть в скорости труд изданный под маркой Жизнь Замечательных Людей, посвященный этому человеку-эпохе, как бы на первый взгляд пафосно это не звучало.

Прежде чем передать свои внутренние переживания на счет его самого значительного произведения, признанного философской доктриной «Россия вечная», хочу сказать следующее… Последние несколько лет мой разум буквально бомбардируют вспышками осознанного просветления труды двух других гениальных личностей современности: Александра Гелиевича Дугина и Гейдара Джихадовича Джемаля. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что все они — Мамлеев, Дугин, Джамаль, а также Головин, Губанов и многие другие знаковые фигуры нашего времени были членами неформального интеллектуального кружка, называемого Южинским. Ибо он находился на квартире Юрия Витальевич в доме N3 Южинского переулка в Москве.

С мрака сегодняшних дней собрание этих «семи мудрецов» с их культом устного общения, как акте творчества, мне видится свет древних эллинов, принесших и усовершенствовавших свои знания, чтобы донести нам мудрость будущего. Причем это не было каким-то закрытым орденом, а, наоборот, двери коммуналки были открыты любому, независимо от социального статуса и уровня академического образования. И это все на фоне 60-х годов, которые, я уверен, мы будем еще много времени переосмысливать, и, может, назовем их каким-нибудь веком русской философии с окраской благородных металлов.

Еще на заре 90-х годов, будучи школьником последних классов, я читал публицистику журнала «Наш современник» и не раз сталкивался с утверждением, что перед Россией, находящейся тогда в остроплачевном состоянии (как впрочем и остальные республики Союза), стоит некая особая миссия, что русские народ богоизбранный. Не понимая умом, сердце моё при этом нисколько не сомневалось. Ведь чувствовал я отчаяние Земли Русской, впадал в сентиментальность, смотря как Шукшин разговаривает с березками-сестричками в фильме «Калина красная». А рационального объяснения своим чувствам найти не мог. Потом получил классическое образование физика в университете и потребность в рацио объяснении своих ощущений стала острее. А главный вопрос был: «Что такое есть Россия?»

И вот передо мною фундаментальная работа Ю.В. Мамлеева «Россия вечная». И, прочитывая страницу за страницей, я порой нахожу подтверждение собственным мыслям и очевидным для меня идеям, а иногда не сразу схватываю текст из-за недостаточности понятийного аппарата в сфере Традиции и метафизики. Но эта книга меня буквально окрыляеет.

Итак, почему Россия вечная? Начнем с того, что во фразе «Москва — третий Рим» нет никакого бахвальства или болезненного самомнения, а только фатальная ответственность. Рим времен христианства, Византия и Москва. Так духовное наследство передавалось десницей Истории. И именно Москве предстоит пронести истинное православие до конца времен. И почти четыре столетия ей это удаётся. Мы видим как падает религиозное сознание западного христианства, загнанное в ловушку собственного Логоса, как в неприкрытый профанизм обращается протестанство. России же, за счет косности, некоторой заторможенности, с благодарным смирением перед Таинствами Церкви и сохранением быта Традиции в замосковской земле, удаётся сохранить чистоту православия, как одну из главных опор её вечности.

Философия в чистом виде не близка России, не выработалось пока русской философской школы. Но поэзия и литература достойно заменила эту дисциплину для описания русскими своего миропонимания перед всем остальным миром. В первой части книги автор на примере творчества Есенина, Блока, Тютчева, Пушкина, Достоевского и Платонова открывает перед нами их стремление к запредельному «русскому», их местами пророческий дар. Показывает цель наших гениев, смотрящих за горизонт, разобраться в необъятности русской души, а наша душа это и есть часть России. Так из частичек микрокосмоса складывается макрокосмос нашей Родины.

Самая сложная часть книги это метафизическое описание России вечной в эйдосе космологического хаоса, который уходит за пределы земной истории нашего пространства и может осуществить своё предназначение не в этом цикле или на другом уровне. При соприкосновении идеи Вечной России с Абсолютом, бесконечным Богом, как результат спасение человека в его бессмертии.

Бесценными мне представляются заключающие главы книги «Россия вечная», где Мамлеев рассматривает современную земную Россию. Дает советы-завещания для преодоления той духовной убогости, в которую мы опустились последнее время. Это прежде всего узнавание каждым русским в себе частичку общей Руси, приобретение ощущения единения брата с братом при чувственном осознании этого. Это будет лекарством для личностного душевного покоя и проявленности Духа для всей земли русской.

Этот труд не национализм, не религия или откровение, а завет для духовного единения и богосотворчества русских во благо всего мира. И пусть каждый, прочитав эту книгу, особенно молодое поколение, повторяет и помнит как мантру триаду: «Личность. Вера. Родина.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.